Телефон: +7 (499) 391 60 20 Whats App: +7 (925) 601 01 94 Email: info@abcmdc.ru Пн - Пт: 9.00 - 18.00

Побочные эффекты гормональных контрацептивов

15 февраля 2024 abcmdc
Побочные эффекты гормональных контрацептивов

Время на чтение материала: 5 мин

Сегодня более 100млн. женщин в мире используют гормональную контрацепцию, но, несмотря на это, данные о распространенности и выраженности нейропсихиатрических симптомов и изменений настроения, связанных с её использованием, неоднозначны. Некоторые исследования показывают, что контрацептивы связаны с ухудшением самочувствия, но не влияют на депрессию у женщин по сравнению с плацебо.

Датское исследование с участием более 1млн. женщин, выявило связь между использованием гормональных контрацептивов и использованием антидепрессантов или первым диагнозом депрессии, при этом у подростков оказался более высокий уровень первого диагноза депрессии и использования антидепрессантов по сравнению с женщинами 20–30 лет.

Исследования также показали, что длительное воздействие левоноргестрела в значительной степени связано с тревогой и проблемами со сном у женщин, не имевших подобных проблем в анамнезе. Недавнее небольшое общенациональное когортное исследование во Франции предполагает, что это также может быть верно и для левоноргестрела, доставляемого внутриматочными спиралями, и связь может быть дозозависимой.

Исследование, опубликованное в Американском журнале психиатрии, выявило почти двукратный риск попытки самоубийства и более чем трехкратный риск самоубийства среди женщин, принимающих контрацептивы, в сравнении с женщинами, которые их никогда не использовали.

Последняя информация о применении антидепрессантов и противотревожных препаратов у женщин репродуктивного возраста (18–44 года) немногочисленна, а в ряде случаев устарела.

Согласно данным Национального исследования здоровья и питания, 18,6% женщин от 18 лет и старше сообщили об употреблении антидепрессантов в течение последних 30 дней в 2017–2018 годах, что больше, чем 13,8% в 2009–2010гг.

Среди женщин в возрасте 15-44 лет со страховкой, спонсируемой работодателем, опрошенных в 2008-2013 гг., результаты показали, что 15,4% женщин выписали рецепт на антидепрессант.

Следует оглянуться назад, чтобы найти данные об использовании успокаивающих препаратов среди женщин в возрасте 18-44 лет, где использование этих препаратов (анксиолитиков, седативных и снотворных) составляло 4,3% в период с 2005 по 2008 год.

Отсутствие литературы в этой области, вероятно, связано со значительным занижением данных и невозможностью отобрать пациентов, которые чувствительны или подвержены риску развития психоневрологических симптомов в результате использования гормональной контрацепции, поскольку истинная патофизиология неизвестна.

Существующие исследования, как правило, используют различные методы для оценки изменений настроения и обычно не указывают тип использования гормональных контрацептивов в своих анализах.

Исследования такого рода также требуют больших размеров выборки, но процент женщин, у которых развиваются нервно-психические симптомы в результате использования гормональных контрацептивов, исторически был относительно небольшим.

В конце 1990-х Розенберг и его коллеги обнаружили, что 46% из 1657 женщин прекратили прием оральных контрацептивов из-за побочных эффектов в течение 6 месяцев после начала приема; 5% из них сообщили об изменении настроения как о причине прекращения приема оральных контрацептивов.

В недавнем перекрестном опросе 188 женщин в Нью-Йорке 43,6% заявили, что испытывали изменения настроения во время приема контрацептивов, а 61,2% женщин с психическими заболеваниями в анамнезе сообщили об изменениях настроения, которые они приписывали гормональным контрацептивам.

Было обнаружено, что 48,3% женщин назвали побочные эффекты причиной прекращения гормональной контрацепции, а 43 участницы упомянули психологические побочные эффекты без просьбы, в том числе 2 пациентки с суицидальными мыслями.

Во-первых, важно отметить, что как прогестиновые контрацептивы, так и комбинированные гормональные контрацептивы классифицируются Центрами по контролю и профилактике заболеваний США как не имеющие ограничений для использования, в том числе среди пациентов с депрессией.

В то время, как у женщин в меньшей подгруппе наблюдаются значительные психоневрологические симптомы, связанные с приемом гормональных контрацептивов, лежащий в их основе механизм неизвестен и, как полагают, в значительной степени связан с прогестагенным компонентом комбинированных гормональных контрацептивов или контрацептивов, содержащих только прогестаген. Они могут влиять на настроение как прямое действие прогестагена, потому что прогестагены могут быть нейростероидами, или эффект прогестагена может быть опосредован вторично через изменение собственной выработки или биодоступности андрогенов или встречающихся в природе эстрогенов у женщины.

Кроме того, может случиться так, что женщины с предменструальным дисфорическим расстройством (ПМДР) могут быть выбраны для приема оральных контрацептивов, и они предрасположены к другим нейропсихиатрическим проблемам. По оценкам, распространенность сопутствующих психических расстройств, таких как тревога, большая депрессия, биполярное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство, достигает 70 % у женщин с ПМДР.

Хотя причина не совсем идиосинкразическая, некоторые женщины, по-видимому, более чувствительны, либо в связи с настроением, либо иным образом, прямо или косвенно к своим противозачаточным прогестагенам с точки зрения настроения. У них, как правило, наблюдается полный спектр реакций на прогестагены в комбинированных или чисто прогестиновых противозачаточных средствах, начиная от просто сглаженного аффекта, который можно легко объяснить сглаженным уровнем эндогенных гормонов, до откровенной депрессии. Их откровенная депрессия, в свою очередь, может включать суицидальные мысли и фактическое самоубийство.

Усугубляет эту проблему восприятие женщиной своей сексуальности. Некоторые молодые женщины с низким сексуальным влечением или сексуальными проблемами могут больше беспокоиться по сравнению с женщинами старшего репродуктивного возраста. Хотя причина этого не ясна, возможно, для некоторых молодых женщин важно быть сексуальным человеком, чем для женщин в перименопаузе, или что молодые женщины более склонны к партнерству, чем женщины старшего репродуктивного возраста.

Врачи, которые сталкиваются с изменениями настроения пациента в результате использования гормональных противозачаточных средств, могут рассмотреть возможность перехода на негормональный метод контрацепции или рекомендацию пациенту использовать барьерный метод во время сексуальной активности, поскольку ни один из этих вариантов не имеет психоневрологических побочных эффектов.

В конечном счете, практикующие врачи всех типов должны участвовать в совместном принятии решений, чтобы определить основные преимущества и риски использования гормональных контрацептивов для каждого пациента, что может включать пробы и ошибки для определения идеального лечения. Крайне важно, чтобы практикующие врачи всех типов находили баланс между облегчением опасений пациентов по поводу возможных изменений настроения, наблюдением за пациентами с заметным риском изменений настроения и продолжением приема гормональных контрацептивов у пациентов, для которых преимущества перевешивают риски.