Изображение от xb100 на Freepik
Время на чтение материала: 2 мин 35 сек
Небольшое исследование «Annals of Internal Medicine» дает некоторые новые идеи и поднимает несколько новых вопросов, касающихся Витамина Д и диабета 2типа.
Метаанализ коснулся отдельных участников трех рандомизированных исследований людей с преддиабетом. Одним из них было испытание, в ходе которого тестировалось 4000МЕ витамина D3 в день. Другим - исследование в Норвегии, в котором тестировалась ежедневная доза 3000МЕ. Третьим - испытания в Японии, где тестировался синтетический аналог витамина D. Все эти испытания в общей сложности продолжались около 3 лет.
Отношение рисков в мета-анализе составило 0,88. После поправки на прочие факторы риска диабета он составил 0,85 с доверительным интервалом от 0,75 до 0,96.
Испытания не были достаточно большими или продолжительными, чтобы провести строгую оценку безопасности, но они не выявили каких-либо четких сигналов безопасности, связанных с гиперкальциемией и камнями в почках.
Они наблюдали небольшое увеличение риска гиперкальциемии, примерно в 2 раза, но это не было статистически значимым.
Исследователи наблюдали модификацию эффекта в зависимости от индекса массы тела (ИМТ). В исследовании VITAL было понятно, что ИМТ модифицировал действие витамина D на тотальный инвазивный рак, смерть от рака, аутоиммунные заболевания и некоторые другие исходы.
Среди тех, у кого ИМТ был ниже медианы 31, риск снизился на 24%. Но у тех, у кого средний ИМТ был 31 или выше, не было никакого снижения риска диабета - их коэффициент опасности составил 1,01.
Результаты испытаний синтетических аналогов имели аналогичный коэффициент опасности, но не было модифицирующего эффекта ИМТ. Авторы предполагают, что это связано с тем, что витамин D3, холекальциферол, требует превращения в 25-гидроксивитамин D в печени и других тканях, и что ИМТ влияет на CYP2R1.
Есть некоторые доказательства того, что потеря веса может повышать экспрессию CYP2R1, поэтому высокий ИМТ может фактически препятствовать способности превращаться в биологически активную форму витамина D. Эти дозы витамина D в пять-шесть раз больше рекомендуемой нормы для пациентов.
Таким образом, очевидно, что нужно больше исследований с точки зрения безопасности длительного использования витамина D в настолько высоких дозах. Модификации образа жизни привела к снижению заболеваемости диабетом 2 типа на 58%, а метформин привел к снижению заболеваемости примерно на 31%, что намного больше, чем при приеме высоких доз витамина D.
Нужны сравнения с умеренными дозами витамина D у людей с преддиабетом, чтобы увидеть, нужны ли настолько высокие дозы. Исследователи считают, что следует сосредоточиться в первую очередь на изменении образа жизни пациентов для профилактики диабета 2 типа. Необходимо продолжить исследования с высокими дозами витамином D, чтобы получить больше данных.